Page 8 - студенту о здоровье
P. 8
влиянию как внутренних, так и внешних факторов. Желание
человека избавиться от вредных привычек обрекает его на по-
жизненную борьбу и преодоление. важнейшей особенностью
периода детства человека является качественно иной, чем у
животных, характер усвоения текущего опыта. весь живот-
ный мир в рамках генетического наследования приобретает
многовековой опыт существования своего вида, в то время
как человек «буквально с первых дней жизни ориентируется
не на прежние, имевшие место десятки и сотни тысяч лет на-
зад условия жизни, а на реальные, сегодняшние, чтобы в со-
ответствии с этими условиями формировать свои механизмы
жизнедеятельности» [2]. какой социальный опыт общество
должно предложить новому поколению, чтобы не поставить
на грань исчезновения собственный биологический вид? как
обеспечить новому поколению передачу этого позитивно-
го опыта, если ещё со времен метаморфоз овидия известны
слабость человека, неустойчивость его психики, отраженная
в знаменитом изречении «благое вижу, хвалю, но к дурному
влекусь»?
знание и воспитание – вот кардинальный путь усвоения по-
зитивного опыта. невежество и вседозволенность ведут в ту-
пик, делают жизнь человека бессмысленной и мучительной.
Что же такое здоровье? собственно понятие «здоровье»
многогранно, многоаспектно и многофункционально. объе-
динить эти грани в одно универсальное понятие сложно. из-
вестное определение здоровья как физического и психическо-
го благополучия человека, принятое всемирной организацией
здравоохранения (воз), удовлетворительно лишь в некоторой
степени.
известны определения Галена и авиценны. Первый выде-
лял три состояния: здоровье, болезнь и промежуточное состо-
яние. у авиценны их шесть: четыре состояния характеризу-
ют здоровье различной степени, а два – патологию. большин-
6