Page 9 - Педагог_контроль_с правками
P. 9
новы познавательных способностей, которые в даль-
нейшем разовьются в интеллект. Однако для доказа-
тельства гипотезы о том, что моторное поведение
формируется в результате процессов созревания, ему
пришлось провести ряд остроумных сравнительных
исследований моторного поведения недоношенных,
нормально рожденных в срок и переношенных мла-
денцев. Сравнивая моторное поведение таких детей с
учетом хронологического и фактического возраста, он
пришел к выводу, что дополнительное время внеут-
робного развития, которое получают недоношенные
младенцы после рождения, никак не ускоряет их разви-
тия. Точно так же и то время, которое переношенные
дети проводят в утробе матери, не задерживает их раз-
вития. Подтверждение этому Т. Бауэр нашел в работах
Денниса (1940), Макгроу (1940), Гезелла и Томпсона
(1929), где изучалось формирование моторных навыков
у близнецов и младенцев племени хопи под влиянием
тренировочных занятий. Суть опытов сводилась к тре-
нировкам одних и отсутствию тренировок у других.
Вывод из этих опытов состоит в том, что долгая трени-
ровка совершенно не ускорила развитие тренируемых,
так как к определенному времени нетренируемые мла-
денцы владели навыками так же, как и первые. Следова-
тельно, развитие новых навыков происходит в
результате достижения определенного уровня зрелости;
роль практики в лучшем случае сводится к шлифовке
уже приобретенного навыка, в худшем – не оказывает
никакого влияния.
В русле этой научной логики лежат и представле-
ния Ж. Пиаже (1954). В его теории развития первона-
чальное становление различных форм поведения
осуществляется благодаря процессам созревания, ха-
рактеризующего первую стадию развития. Затем следу-
ет ассимиляция окружающего пространства,
7