Page 8 - Педагог_контроль_с правками
P. 8
психофизическую направленность возрастной перио-
дизации развития. Это тем более необходимо, что со-
циальные факторы развития, такие как воспитание и
обучение, существенно влияют на морфофункцио-
нальные изменения растущего организма, обусловливая
временные сдвиги в формировании физиологических
систем у отдельных индивидов и определяя индивиду-
альные вариации их структуры и функции на разных
этапах онтогенеза. Вот почему знание закономерностей
процессов адаптации к физическим нагрузкам стано-
вится одним из самых важных условий успешной
организации физической активности человека
(В.К. Бальсевич, 2000).
На теорию созревания в характеристике периоди-
зации развития ребенка опираются как отечественные
(Л.C. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев,
C.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец), так и зарубежные
(Ж.Ж. Пиаже, Т. Бауэр и др.) психологи, несмотря на
разные точки зрения по поводу невербальных форм
общения младенца с взрослыми, их роли в раннем раз-
витии моторики и познавательных процессов. Вместе с
тем утверждение отечественных психологов о решаю-
щей роли в психическом развитии активного усвоения
ребенком социального опыта, накопленного предшест-
вующими поколениями, не отрицается их зарубежны-
ми коллегами. Так, в своей книге «Психическое
развитие младенца» Т. Бауэр продемонстрировал важ-
ное значение психологического окружения для ускоре-
ния или замедления процесса приобретения ребенком
основных познавательных навыков. Особое место в
этом процессе автор отводит доязыковому этапу в раз-
витии человека, который, по его мнению, является од-
ним из критических периодов жизни. В это время
складываются моторные навыки, во многом завершает-
ся развитие процессов восприятия и закладываются ос-
6