Page 7 - Педагог_контроль_с правками
P. 7

организма,  обеспечивающая  приспособительный  эф-
                  фект  в  соответствующий  период  онтогенеза,  степень
                  приспособляемости  которой  отражает  надежность
                  функционирования биологических систем.
                     Установлено,  что  надежность  биологических  сис-
                  тем  в  процессе  жизни  проходит  определенные  этапы
                  становления и формирования. Они обусловлены, пре-
                  жде  всего,  совершенствованием  адаптивных  реакций
                  индивидуально развивающегося организма под воздей-
                  ствием усложнения взаимодействия с окружающей сре-
                  дой.  Это  доказывает,  что  различные  этапы  развития
                  ребенка  сопровождаются  различной  степенью  зрело-
                  сти  и  особенностями  функционирования  органов  и
                  систем. Таков, в общих чертах, тренд биологического
                  развития  ребенка,  отраженный  в  ряде  периодизаций
                  возрастной физиологии (А.Н. Северцов, 1939; В.В. Бу-
                  нак,  1965;  А.Ф.  Тур,  1938,  1954;  М.С.  Маслов,  1952).
                  Вместе с тем общеизвестно, что в процессе индивиду-
                  ального  развития  организм  ребенка  изменяется  не  по
                  частям, а как единое целое. Это привело к пониманию
                  того, что в качестве критериев возрастной периодиза-
                  ции необходимо использовать интегральные показате-
                  ли  физиологии  в  совокупности  с  факторами,
                  влияющими на социальное поведение ребенка.
                     В пользу поиска критериев оценки возрастных пе-
                  риодов развития ребенка на основе целостного функ-
                  ционирования       организма      высказывался     И.А.
                  Аршавский  (1975).  По  его  мнению,  в  качестве  таких
                  критериев необходимо  выделять на каждом этапе раз-
                  вития  ведущую  функцию,  отражающую  способ  взаи-
                  модействия организма с внешней средой.
                     С возрастом активное отношение ребенка к средовым
                  факторам усиливается, возрастает роль ЦНС, ее высших
                  отделов  во  взаимодействии  целостного  организма  и
                  личности  с  внешним  миром,  что  предопределяет  уже



                                             5
   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12