Page 7 - Педагог_контроль_с правками
P. 7
организма, обеспечивающая приспособительный эф-
фект в соответствующий период онтогенеза, степень
приспособляемости которой отражает надежность
функционирования биологических систем.
Установлено, что надежность биологических сис-
тем в процессе жизни проходит определенные этапы
становления и формирования. Они обусловлены, пре-
жде всего, совершенствованием адаптивных реакций
индивидуально развивающегося организма под воздей-
ствием усложнения взаимодействия с окружающей сре-
дой. Это доказывает, что различные этапы развития
ребенка сопровождаются различной степенью зрело-
сти и особенностями функционирования органов и
систем. Таков, в общих чертах, тренд биологического
развития ребенка, отраженный в ряде периодизаций
возрастной физиологии (А.Н. Северцов, 1939; В.В. Бу-
нак, 1965; А.Ф. Тур, 1938, 1954; М.С. Маслов, 1952).
Вместе с тем общеизвестно, что в процессе индивиду-
ального развития организм ребенка изменяется не по
частям, а как единое целое. Это привело к пониманию
того, что в качестве критериев возрастной периодиза-
ции необходимо использовать интегральные показате-
ли физиологии в совокупности с факторами,
влияющими на социальное поведение ребенка.
В пользу поиска критериев оценки возрастных пе-
риодов развития ребенка на основе целостного функ-
ционирования организма высказывался И.А.
Аршавский (1975). По его мнению, в качестве таких
критериев необходимо выделять на каждом этапе раз-
вития ведущую функцию, отражающую способ взаи-
модействия организма с внешней средой.
С возрастом активное отношение ребенка к средовым
факторам усиливается, возрастает роль ЦНС, ее высших
отделов во взаимодействии целостного организма и
личности с внешним миром, что предопределяет уже
5