Page 6 - Педагог_контроль_с правками
P. 6
Глава 1
СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ
ПРЕДПОСЫЛКИ ДИАГНОСТИКИ
И КОНТРОЛЯ В ФИЗИЧЕСКОМ
ВОСПИТАНИИ
В основе всестороннего гармонического развития
человека лежит понимание диалектического единства в
нем социального и биологического. Кардинальные от-
личия человека как социально-биологического сущест-
ва от других представителей живого мира определяют
исключительные возможности его целенаправленного
совершенствования при помощи физической культуры
и спорта (М.М. Бака, B.C. Бойко, С.С. Гурвич, И.В. Му-
равов, 1983). Вместе с тем установлено, что значитель-
ные потенциальные возможности для всестороннего
гармонического развития человека предопределены
всем ходом его биологического развития. В этом плане
основополагающей является теория созревания, цен-
тральным звеном которой выступает принцип гетеро-
хронии развития органов и систем,
сформулированный А.Н. Северцовым (1939), а впо-
следствии детально разработанный П.К. Анохиным и
представленный в виде системогенеза, как общей зако-
номерности эволюционного процесса (П.К. Анохин,
1948).
Суть данной теории заключается в том, что преоб-
разования одних систем и органов целостного орга-
низма происходят не одновременно, а сдвинуты во
времени относительно совершенствования других, что
обусловливается степенью созревания и определяет
специфику функционирования организма ребенка на
разных возрастных этапах его жизни. Преобладающей
специфической особенностью гетерохронии развития,
согласно теории о системогенезе, является адаптация
4