Page 8 - Олимпийское созвездие2
P. 8
От автора
Из глубины тысячелетий дошло до нас одно из уникальнейших об-
щественных явлений – олимпизм, древнегреческая философия, возвы-
шающая и объединяющая в единое сбалансированное целое достоин-
ства тела, воли и разума. Современный олимпизм, главным стержнем
и высшей формой которого являются Олимпийские игры, во многом
сместил акценты своего воздействия на массовое сознание, избрав
основным вектором современного развития атлетизм. Античные же
Олимпиады имели иной смысл, другое содержание, их духовной осно-
вой были другие нравственные ценности. Древнегреческие Олимпиады
понимались эллинами не только как спортивные состязания. Прежде
всего это были духовно-нравственные религиозные празднества все-
го народа. Раздробленная на множество полисов, обособленных со-
обществ, союзов, конфедераций, постоянно враждующих между собой
за плодородные земли, рынки сбыта, торговые пути, Древняя Греция
во время Олимпиад обретала свое национальное единство.
Понимание мирного сосуществования приходило к древним гре-
кам через осмысление открытой ими агонистики – состязательности
в науках, искусствах, воспевании совершенства духовного и телесно-
го, воплощенного во многих древнегреческих божествах. Стремление
приблизиться к ним, встать вровень с ними, обладать совершенством
духа и тела, достигнув той самой гармонии, которую эллины называли
калокагатия, – вот высший смысл бытия человека.
Греки высоко ценили нравственную чистоту состязаний. В их пони-
мании «честь и доблесть» (арэтэ) были неотъемлемой частью агонисти-
ки. Сила и телесная красота, ловкость и выносливость ценились не сами
по себе, не по их абсолютным отдельным проявлениям, а лишь в сово-
купности с честностью, мужеством и патриотизмом. Открыв секреты ка-
локагатии и соединив их с агонистикой, древние греки дали миру одну
из самых жизнеутверждающих философий, нашими современниками
пока до конца не изученную и применяемую не очень эффективно.
Декларируемая цель современного олимпизма – спорт должен слу-
жить гармоническому развитию человека с тем, чтобы способствовать
созданию мирного общества, заботящегося о сохранении человече-
ского достоинства. Современный спорт можно сравнить с луной, освя-
щенная солнцем сторона которой видна всем, а теневая лишь немногим
специалистам.
Современный спорт в его олимпийском обрамлении – это тот со-
циальный Олимп, достижение которого – удел лишь немногих, очень
одаренных атлетов. Блеск их побед, мгновения торжества, триумфа,
признания – это как раз то, что видимо всем. Это завораживает, застав-
ляет учащенно биться сердце, волнует воображение. Это замечательный
пример для молодежи, это их путеводная звезда на пути к собственному
успеху. Огромный повседневный изнурительный труд, травмы и профес-
сиональные заболевания, разочарования от поражений, несбывшиеся
мечты и надежды, стрессы и забвение – это тоже современный спорт,
его теневая сторона. Где то диалектическое единство философской
борьбы противоположностей, приводящее к гармонии, и как ее достичь
в условиях современного спорта?
Спорт нового времени, зарождавшийся в конце XIX – начале XX
века, по своей природе был профессиональным. Это было обусловле-
но социально-экономическими особенностями развития общества в тот
период, основной лозунг которого был «хлеба и зрелищ».
Все это, как пишет в своем фундаментальном исследовании гене-
зиса спорта А. Б. Суник, наложило отпечаток на характер спорта, его со-
держание и направленность. Спорт нес родимые пятна того общества,
в котором зарождался. Уже на стадии становления спортивного движе-
ния четко проявляется его дифференциация по классовому признаку
и целевому функциональному назначению.
6