Усаков В.И. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЛИМПИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Начало ХХI века в истории международного  Олимпийского движения ознаменовалось невиданными потрясениями этического характера, связанными с многочисленными случаями применения спортсменами разных стран  запрещенных препаратов. К сожалению, не были безгрешны и некоторые российские спортсмены и тренеры, поставившие на карту всей своей жизни достижение успеха в спорте сомнительными средствами, приемами и методами. Это стало возможным по ряду причин. Однако главной, на наш взгляд, является одна – низкий уровень нравственности, который не позволил преодолеть соблазн искушением  и с честью и достоинством прожить жизнь в спорте  так, «чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…». Формирование высокой нравственности в спорте начинается с детства в процессе освоения базовых ценностей олимпийской культуры. «Никогда не поздно вступить на эту дорогу. Однако, если сделать это в детстве, то сияющие и манящие вершины Олимпа сделают жизнь ребенка прекрасной и удивительной.  И не обязательно становиться великим спортсменом. Важно, как можно дольше идти по дороге спорта. И он подарит тебе все: здоровье и радость бытия, верных друзей и достойных соперников, укрепит твое тело и не даст помутиться разуму. Он сделает твою жизнь достойной Человека!» (6).

Олимпийская культура, как явление, представляет собой совокупность духовных и материальных ценностей, накопленных человечеством за всю, без малого  трехтысячелетнюю историю олимпизма - этой удивительной жизнеутверждающей философии, объединяющей в единое сбалансированное целое достоинство тела, воли и разума. Это определение, не претендующее на исчерпывающую характеристику понятия олимпийской культуры, все же позволяет в определенной степени опереться на базовые методологические основы олимпизма, стержнем которых  являются  калокагатия и агонистика.
Платоновская идея калокагатии, вызывающая у каждого человека стремление к духовной и физической гармонии, нашла свое реальное воплощение в открытой древними греками агонистике – механизме, по сути определившем тот культурный переворот, который  теперь известен современникам как древнегреческая цивилизация.
От агональной традиции Крита и Микен, через архаику и олимпийскую религию к классике эллинизма, где калокагатия и агонистика стали  непременными атрибутами и феноменами культуры Античной Греции, берут свое начало и развиваются в наше время важнейшие методологические основы олимпийской культуры. Декларируемая цель современного олимпизма – спорт должен служить гармоническому развитию человека, чтобы  способствовать созданию  мирного общества, заботящегося о сохранении человеческого достоинства. Эта цель, как никакая другая, в наиболее концентрированном виде раскрывает суть олимпийской культуры.
В контексте античности агонистика пронизывала все сферы жизни  общества. Состязательность во всем: в науках, поэзии, ремеслах, образовании, архитектуре, ваянии, спорте, и через нее стремление к совершенству и достижению жизненного успеха становилось главной движущей силой развития, его основной  функцией.
Зародившиеся в недрах культуры Древней Греции столь удивительные и универсальные функции, выдержавшие испытание временем, предвосхитившие современную идею культуры телесной и духовной гармонии человека, в современном мире приобрели новые черты и признаки. Они стали планетарными.
В современном мире олимпийское движение представлено международными Олимпийскими играми, ставшими  самым значительным культурологическим явлением. Однако рассматривая современное олимпийское движение сквозь призму ценностей древнегреческого периода, следует констатировать, что  достичь  уровня понимания миротворческой функции олимпизма того периода современникам пока не удалось.
Вместе с тем ценностные ориентиры современного олимпизма во многом сохранили те традиции эллинской эпохи, которые по общему признанию и являются незыблемой методологической конструкцией  олимпийской культуры. В наиболее обобщенном виде эти ценностные ориентиры представлены в «Оде спорту»  Пьера де Кубертена. В этом великом произведении Кубертен наделяет спорт эпитетами в самой превосходной степени, как верного и неизменного спутника жизни, дарящего человеку наслаждение и радость бытия. Спорт, в его понимании, выступает в роли зодчего – мастера гармонии, помогающего находить совершеннейшие пропорции величайшего творения природы – человека. Спорт, по мнению Кубертена, - и справедливость, и вызов, и благородство, и радость, и плодотворность, и прогресс, и, наконец, -  мир. В мировом наследии духовности это произведение занимает особое место. По силе своего содержания «Ода спорту» стоит в одном ряду с Библией, Кораном, Талмудом и другими канонами иных религий. Жизнеутверждающий тон, направленность к достижению гармонии духа и тела человека, ясные механизмы и четкие пути постижения гармонии делают ее своеобразным акафистом спорту. В девяти коротких главах в концентрированном виде сформулированы и главнейшие жизненные ценности человека, и сущность его бытия, и цель его земной жизни. Мало найдется произведений, в которых так коротко и в то же время всеобъемлюще, с невероятной силой страсти, так убедительно и высоко говорится о сфере деятельности человека, предназначение которой – его вечное стремление к совершенству.
Где же истоки этой живительной силы? Конечно же, в эллинской культуре, этике и эстетике агонистики.
Вот как описывает Ю.В.Шанин  состязания атлетов древности. «Древние греки преклонялись перед лучшими атлетами не только в силу их быстроты, ловкости и выносливости. Эллины, люди с высокоразвитым эстетическим чувством, всегда ценили красоту совершенного человеческого тела и его движений. Пластическая прелесть бега, могучее напряжение мышц в борьбе, непередаваемая красота  проносящихся ипподромом коней, неудержимо приближающихся к мете, - все это радовало глаз эллина, в равной мере почитавшего и силу, и гармонию» (4). Древние греки высоко ценили нравственную чистоту состязаний. В их понимании «честь и доблесть» (арэтэ) были неотъемлемой частью агонистики. Сила и телесная красота, ловкость и выносливость ценились не сами по себе, не по их абсолютным отдельным проявлениям, а лишь в совокупности с честностью, мужеством и патриотизмом.
Что же заставляет нашего современника так пристально вглядываться в экран телевизора во время трансляций спортивных состязаний, ехать на «край света», чтобы воочию лицезреть взлеты и падения атлетов, радоваться их победам и переживать вместе с ними неудачи? Ответ прост и очевиден - демонстрация гармонии тела, воли и разума, воплощенная в одаренном спортсмене – лучшем представителе рода человеческого, сочетающего в себе силу и телесную красоту. «Современный спорт в его олимпийском обрамлении это тот социальный Олимп, достижение которого – удел лишь немногих, очень одаренных атлетов. Блеск их побед, мгновения торжества, триумфа, признания – это как раз то, что видимо всем. Это завораживает, заставляет учащенно биться сердце, волнует воображение. Это замечательный пример для молодежи, их путеводная звезда на пути к собственному успеху. И в то же время -  это огромный повседневный изнурительный труд, травмы и профессиональные заболевания, разочарования от поражений, несбывшиеся мечты и надежды, стрессы и забвение – это тоже современный спорт, его теневая мало кому видимая сторона» (5). Современный атлет, взошедший на вершину Олимпа, как и в те доисторические времена, становится человеком известным и публичным, своего рода кумиром миллионов поклонников, что, несомненно, накладывает на него повышенную социальную ответственность. К сожалению, современный спорт внес в современную олимпийскую культуру известные  негативные аспекты профессионального спорта, борьба с которыми обострилась в начале 21 века. Победа «любой ценой», за которую стали платить большие деньги, великое множество алчных дельцов, вертящихся около спорта и спортсменов,  породили применение допинга и коррупцию, покрывающие ржавчиной светлые идеалы олимпизма. Это стало возможным лишь потому, что в современном обществе резко снизился общий уровень нравственности. Нечестность и вранье, низменные человеческие пороки стали постоянными спутниками современной общественной жизни. Где то диалектическое единство борьбы противоположностей, которое, согласно законам философии, должно привести человека к гармонии, и как ее достичь в условиях современного спорта? Ответы на эти  вопросы следует искать в фундаментальных методологических основах олимпийской культуры.
Что собой представляет олимпийская культура в России? Несмотря на то, что Россия в лице А.Д. Бутовского стояла у истоков возрождения современного Олимпийского движения, многолетний успешный опыт участия советских и российских спортсменов в Олимпийских играх, серьезную  пропаганду олимпийских идей в российском обществе, многолетние усилия наших ученых в продвижении олимпийского образования и воспитания - уровень олимпийской культуры, ее роль в формировании общественного сознания, направленного на достижение гармонии духа и тела человека, еще, к сожалению, не велики.
Но процесс уже идет. Как писал основатель  олимпийского образования в современной России профессор В.С. Родиченко  «Не очень просто в нынешнее время потрясений и кризисов, которые переживает Россия, говорить об идеалах, хоть и олимпийских. Но неизбежные трудности неизбежного же перехода пройдут, а общечеловеческие  ценности, к которым принадлежит и олимпийская идея, останутся …. И мы даже не всегда задумываемся над тем, почему идея, произраставшая на далекой греческой земле у селения с таким нерусским именем Олимпия, расцветавшая во имя хоть и симпатичных, но чуждых нам богов и героев, претендует на право…. Нет – хотя бы на попытку стать идеей для России. Ответ простой: она, эта идея, давно покинула свою колыбель и стала общечеловеческой… - значит и нашей тоже» (2). 
В этой связи следует отметить роль основателя современного Олимпийского движения Пьера де Кубертена в формировании методологических основ современной олимпийской культуры. Как известно в концентрированном виде они сформулированы в Олимпийской хартии – основополагающем документе современного олимпизма, где стержневыми понятиями являются «права», «человеческое достоинство», «отсутствие дискриминации», «универсальное применение олимпийских принципов».  Возрождая древнегреческий олимпизм, Пьер де Кубертен писал: «Нам представляется, что его роль станет еще более значительной и прочной в современном мире, так же как это было в Античности; и возродится с новыми чертами: оно будет международным и демократичным и, следовательно, будет соответствовать идеям и чаяниям современности» (1).
На чем была основана такая уверенность Кубертена? Прежде всего, на тех предпосылках интеграционных тенденций, которые сложились к концу Х1Х века и характеризовались капитализацией Европы и расцветающим либерализмом. Вот что писал по поводу генезиса современного олимпизма выдающийся российский историк спорта А.Б. Суник. «ХIХ век, впитавший просветительские идеи предшествующего столетия, дал миру целую плеяду гениальных философов, писателей, поэтов, композиторов, художников. Их влияние на умы современников, на морально-нравственный тонус общества, в первую очередь и главным образом, в Европе, было огромным. ХIХ век – это век развития свободы и автономии личности, век индивидуализма, небывалого развития индивидуальной инициативы, развития личной собственности. Это было время удивительное в плане развития духовности, попыток утверждения приоритета нравственных критериев в политике, культуре, общественной жизни». И далее «Можно с уверенностью утверждать, что концепция олимпизма Кубертена порождена и либерализмом ХIХ века» (3).
Важным методологическим аспектом Кубертеновской концепции олимпизма, выходящим за рамки спорта, является принцип соединения культуры и образования. «Поэтому Игры следует воспринимать как своего рода платформу  для образовательной реформы и культурный фестиваль, в рамках которого спортивные соревнования  являются лишь одним из аспектов» (7).
Наследие Пьера де Кубертена в виде современного олимпизма, несмотря на некоторые трансформации, произошедшие под влиянием политических и социально-экономических преобразований общества,  остается прочной основой постоянно развивающейся олимпийской культуры.
Каким будет Олимпийское движение к концу ХХI века покажет время. Несомненным остается непреложный факт, что оно будет отражением тех политических, экономических и социальных тенденций, которые будут формировать в целом облик мирового сообщества. Однако, несомненно, и то, что базовыми фундаментальными методологическими основами олимпийской культуры, как и прежде,  будет вечное стремление человека к духовному и физическому  совершенству и состязательность, как безальтернативный метод его достижения.

Литература:
1. Пьер де Кубертен Олимпийские мемуары – М., - Рид Групп – 2011.- с.22.
2. Родиченко В.С. Олимпийская идея для России – М., - «Советский спорт» - 1998.- с.6-7.
3. Суник А.Б. Российский спорт и олимпийское движение на рубеже Х1Х – ХХ веков – М., - Советский спорт, - 2001. – с.261.
4. Шанин Ю.В. Олимпия. История античного атлетизма / Под общ. ред. проф. В.И.Кузищина. – СПб.: Алтейя, 2001. с.95.
5. Усаков В.И. Олимпийское созвездие Красноярья – Красноярск., - Платина, - 2008. с.6.
6. Усаков В.И. К Олимпийским вершинам – с детства – Красноярск., Красноярское книжное издательство – 1995., DirectMEDIA – Москва-Берлин -2016 – с.3.
7. Энди Миа, Беатрис Гарсиа. Основы олимпизма – Москва., «Риа Медиа» -2013 – с.59.

Комментарии

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.