Усаков В.И. Жизнедеятельность человека и проблема его выживания в современных условиях

Кризисные явления в социальной и экономической жизни российского общества обнажили проблемы жизнедеятельности человека, которые, в силу различных обстоятельств, не находили своего разрешения. В свою очередь, и кризисные явления в экономике, равно как и во всех областях жизни проявились в результате не своевременного решения жизненных проблем человека, таких как улучшение качества жизни и увеличение ее продолжительности.
Сложившаяся в обществе система взглядов на здоровье как «национальное богатство» не выдержала испытания, поскольку в своей основе содержала важнейшую концептуальную ошибку. Суть ее заключалась том, что на протяжении последних 50-60 лет здоровье народа было понятием обобщенным и ни в коей мере не отражало состояние здоровья индивидуально каждого человека.
Несомненно, что главную отрицательную роль в современном кризисе сыграли идеологические догмы  и постулаты, по которым выстраивались всевозможные концепции развития общества, методологической основой которых являлся приоритет общества и государства перед человеком и личностью. Подчинив интересам государства все мыслимые и немыслимые человеческие ценности, общество освободило конкретного человека от многих личных, персональных обязанностей, кои во все времена являлись главным атрибутом каждого. Это, прежде всего, относится к обязанности лично воспитывать своих детей и сохранять крепким свое здоровье. 
Провозгласив лозунг «Здоровье народа — богатство нации» и обобществив его в системе ценностей, государство создало такие институты своего развития, которые стали воспитывать у большинства граждан иждивенческое отношение к своему здоровью и воспитанию своих детей. В стране стало выгоднее болеть, чем работать, приятнее отдыхать, чем воспитывать своих детей. В такой ситуации рассчитывать на прогресс общественного развития бессмысленно. Извращенная ментальность десятков поколений граждан не может быть быстро преодолена, поскольку за это время накопилось большое количество отрицательных факторов жизнедеятельности, характеризующих среду обитания человека как экстремальную. Преодолеть отрицатель но воздействующие на человека факторы в ближайшем будущем затруднительно. Даже их беглый анализ оптимизма не внушает. 
В ряду злободневных:
 — загрязнение окружающей среды радиоактивными отходами;    — уменьшение озонового слоя Земли;
 — вырубка лесов в окрестностях городов, лесные пожары;
 — загрязнение водоемов отходами народохозяйственной деятельности;
 — скученность жилищного строительства;
 — устаревшие технологии утилизации отходов и мусора;
 — низкая культура граждан, содержащих животных в городах, селах и на фермах;
 — строительство жилья из материалов, не отвечающих гигиеническим требованиям.
К этому добавляются отрицательно влияющие на здоровье факторы морально-психологического свойства, имеющие общенациональный характер, такие как социально- экономическое неравенство людей, созданное несправедливым перераспределением  общественного достояния,  негативное влияние телевидения на психическое здоровье детей, утрата патриотического менталитета, результаты войн в Афганистане и Чечне, не способность страны ни экономически, ни политически противостоять США и НАТО, криминализация общества сверху донизу, безработица и др.
В ряду факторов, резко снижающих жизнедеятельность человека,  интенсификация труда за счет увеличения продолжительности рабочего времени у тех людей, которые работают на 2-3-х работах, при этом увеличение доли мышечных усилий не сопровождается паузами для отдыха. Проблема усугубляется неполноценным питанием, высоким уровнем потребления алкоголя, пристрастием большинства граждан к вредным привычкам.
Особо тревожное положение сложилось в среде  обитания подрастающего поколения. В силу интенсификации процесса обучения, утраты сложившейся воспитательной концепции в большинстве образовательных учреждений России, здоровье у учащихся и студентов ухудшается. Отсутствие здоровье сохраняющей среды в системе образования ставит под угрозу будущее  нации, поскольку здоровье детей и молодежи следует рассматривать как стратегический резерв государственной безопасности в будущем.
Наивно полагать, что проблему может решить система здравоохранения страны, реформирование которой  не  имеет  современной социально-экономической концепции.
До сих пор сохраняется устаревшая номенклатура врачебных специальностей, остается низким уровень подготовки специалистов в области профилактики, слабая диагностическая база, большие сроки реабилитации. 
Отсутствие современной прогрессивной модели системы здравоохранения, ее низкая профилактическая эффективность, негативные явления, ухудшающие здоровье детей и молодежи, сложившиеся в системе образования, все чаще заставляют обращать внимание общества на спортивную деятельность, которая якобы способна решить проблему здоровья человека. Однако и здесь дилетантский взгляд на спорт оборачивается  нежелательными последствиями. Спорт как обобщенное понятие одного из компонентов культуры общества, исторически сложившееся в форме соревновательной деятельности  и специальной практики подготовки человека к  состязаниям, настолько многообразен, что следует говорить о всех его разновидностях, коими являются детский спорт, массовый спорт, спорт высших достижений, профессиональный спорт. К сожалению, за многие годы существования спорта из него была выхолощена морально-этическая сущность агонистики — стремление человека к духовной и физической гармонии. Приоритет отдавался победе над соперником, достижению рекорда, что само по себе для общества также  небезразлично. Однако этот уклон, всячески поддерживаемый обществом, в том числе и материально, заставляет спортсменов рисковать своим здоровьем. В этом аспекте спортивная деятельность также является общечеловеческой проблемой, поскольку, по оценкам специалистов, до 80 % спортсменов высокого класса свое здоровье утрачивают. Проблема здоровья спортсменов лежит в русле складывающихся противоречий между революционным ходом социального прогресса и эволюционным характером развития биологических систем организма. В спорте, как нигде, это видно невооруженным глазом. С одной стороны, все чаще применяются высокоэффективные технологии подготовки спортсменов, что несомненно является следствием прогресса науки, с другой — обнаруживается все меньшее количество людей, способных эффективно адаптироваться к большим нагрузкам. Проблема усугубляется тем, что все чаще и чаще высокие нагрузки начинают применять в массовом и детском спорте.
В детском возрасте наблюдается тенденция снижения интереса детей к занятиям, физическим упражнениям. Последнее связано с нарушением двух важнейших биологических постулатов. В одном случае — игнорированием сенситивных периодов развития двигательных (физических)  качеств детей, в другом — форсированием  больших нагрузок и пренебрежением особенностями длительного периода детства биологического вида homo sapiens.
Признавая за спортивной деятельностью человека право преодолевать экстремальные состояния, следует гарантировать ему и право на реабилитацию. По мнению профессора В.П. Нефедова, реабилитирующую роль может  играть «антиэкстремум», в понятие которого включается состояние искусственной  коррекции с учетом естественных адаптационных механизмов и базовой резистентности организма. Отсюда вытекает необходимость рассмотрения  спорта как минимум в двух аспектах:
первый — спорт как средство, форма и способ адаптации человека к деятельности в экстремальных условиях;
второй — спортивная деятельность как способ познания резервов человеческого организма и психики.
На наш взгляд, с этим напрямую связаны проблемы выживания человека как в обыденной жизни, так и в жизни приближенной к экстремальной.
Многочисленными научными исследованиями установлено, что человек может сохранять высокий уровень мышечной работоспособности на протяжении 3-5 часов непрерывной работы, при этом никаких признаков наступающего утомления не  наблюдается. Это становится возможным, если ритм движений был оптимальным для сохранения кровообращения целостного организма. При этом происходит экономизация функций организма, что сказывается на более эффективном использовании энергоресурсов. Так у хорошо тренированных людей частота сердечных сокращений в покое составляет 40-45 ударов в минуту,
при этом сохраняется высокий, до 100 мл, ударный объем крови. В то время как аналогичные значения не тренированного человека на 20-30 % ниже. Резервные возможности тренированного человека настолько велики, что могут обеспечивать ему надежную компенсацию во время выполнения сверхнагрузок. В этот период глубина дыхания может возрастать в 10 раз, легочная вентиляция в 13-14, потребление кислорода в 15-16 раз. Несомненно, что этих значений организм может достичь лишь систематической тренировкой.
Таким образом, физиологические резервы организма самым тесным образом связаны с характером двигательной деятельности человека. В оптимальном варианте она может выступать как источник увеличения резервных возможностей организма и, наоборот, при чрезмерном, непосильном характере быть причиной преждевременного износа и старения.
Несомненно, изначально  важнейшую роль в жизнеобеспечении играют базовые признаки, такие как высокий исходный уровень здоровья, биологическая устойчивость,  психологическая надежность и неординарные темпы развития. Однако реализация этих  признаков во многом зависит от многочисленных факторов выживания и целенаправленной структуры их развития. Одной из наиболее эффективных структур среди многих  является спорт,  при условии учета всего многообразия причинно-следственных связей  взаимодействия человека и природы.
Вместе с тем, не следует забывать о роли среды в формировании здорового образа и стиля жизни, особенно ее влияния на подрастающее поколение.
Здоровье ребенка, рассматриваемое как физическое и психическое благополучие, во многом формируется окружающей ребенка средой обитания. Важна роль воспитания и образования, как целенаправленных и, зачастую, превентивных мер в укреплении  нравственного и физического здоровья ребенка. Однако справедливо утверждение, что  и среда накладывает порой неизгладимый отпечаток на формирующуюся личность.
В последние годы, несмотря на, казалось бы, усиливающуюся роль воспитания и образования, окружающая ребенка среда вносит значительные коррективы в социализацию личности подрастающего поколения. Это наиболее наглядно обнаруживается в городах, особенно крупных.
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей не нова. Вместе с тем в свете заданной темы она имеет особенности, игнорирование которых как в теории, так и практике воспитания недопустимо. Так, в числе многих, следует остановиться, прежде всего, на парадоксальных.
Первая. Возможности города в разностороннем воспитании, в силу более развитой инфраструктуры, гораздо выше, чем на селе. Однако именно в городах детская беспризорность и преступность выше, а уровень здоровья ниже.
Вторая. Доступ к информационным ресурсам, качество жизни в городе выше, вместе с тем это практически никак не влияет на формирование здорового образа и стиля жизни ребенка. Мало того, парадокс заключается в том, что подчас наблюдаются тенденции, показывающие ухудшение состояния здоровья городских детей в результате использования новейших информационных технологий.
Эти и другие особенности коммуникационного, экологического,  экономического характера городской инфраструктуры порождают проблемы, так или  иначе влияющие на здоровьесохраняющий климат.
В результате многолетних поисков решения проблем сохранения и укрепления здоровья детей нами предложена новая парадигма, суть которой сводится к формированию и функционированию системы таких комплексных мер, которые бы создавали здоровьесохраняющее пространство в семье, детском саду, школе, микрорайоне, где живет ребенок. И, наконец, в целом, в том муниципальном образовании, которое обеспечивает основные параметры жизнедеятельности человека. Необходимость концептуального осмысления создания  единого здоровьесохраняющего пространства на муниципальном уровне продиктована комплексным целевым подходом к укреплению здоровья не только детей и подростков, но и взрослого населения.
Под единым здоровьесохраняющим пространством следует понимать процесс реализации целевых оздоровительных, образовательных и воспитательных установок через комплекс системных программно-методических средств, организационных  форм и управленческих структур данной территории, связующих различные звенья оздоровительной цепочки единым концептуальным подходом. Целью создания такой  среды является объединение усилий детей, родителей, педагогов, всех жителей муниципального образования в организации полноценной жизнедеятельности на основе образования, воспитания и здоровья.
Создание единого здоровьесохраняющего пространства строится на трех основных принципах:
1. Преемственность образовательно-воспитательных звеньев: семьи, ДОУ, школы, внешкольных учреждений дополнительного образования,  трудовых коллективов. Этот принцип реализуется через комплекс единых оздоровительных программ и проектов, современных методик и технологий.
2. Социальная значимость здоровья в личной и общественной жизни человека на каждом возрастном этапе его жизни. Он реализуется посредством информационных технологий, PR-акций, систем, стимулирующих человека и общество сохранять, укреплять и повышать уровень здоровья, прежде всего, индивидуально.
3. Доступность образовательных, воспитательных и оздоровительных ценностей жителям муниципального образования. Реализация этого принципа осуществляется через систему социальных гарантий и льгот, закрепленных в соответствующих законодательных актах.
Таким образом, здоровьесохраняющая парадигма жизнедеятельности  человека в современных условиях должна быть направлена на создание необходимых условий, формирующих менталитет здорового образа и стиля жизни, прежде всего детей и подростков, через современные подходы, концепции, системы и технологии.

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.