вид спорта, связанный со свободным парением в воздухе на аппарате, напоминающем греческую букву «дельта» — дельтаплане. Дельтапланом является летательный аппарат с гибким крылом, управляемый путем перемещения общего центра тяжести системы крыло-пилот относительно фокуса крыла и использующий для полета энергию окружающих воздушных масс. Фиксируются как продолжительность парения, так и полеты на точность приземления.
Свои истоки дельтапланеризм берет с начала XIX века. В 1804 Д. Кэйли производил прыжки-полеты на балансирных планерах собственной конструкции. В 1866 на дельтаплане летал Ф. Бенхем, в 1891 О. Лилиенталь. В 1930-х годах американец К. Сон изобрел пристегивающиеся крылья, которые раскрывались после прыжка с аэростата и сбрасывались перед приземлением. Пилот приземлялся на парашюте. Подобные испытания в России в эти годы проводили Г. Шмитд и В. Харахонов. В 1951 Ф.М. Рагалло запатентовал общую треугольную конструкцию гибкого биконического крыла, дав ему название «Параглайдер». Дальнейшее совершенствование конструкции связано с американцем М. Марковски и австралийцем Д. Килбурном. Первый разработал удобную сборную конструкцию каркаса, второй в 1971 предложил принятую ныне во всем мире конструкцию управляющей трапеции, что позволило легко управлять дельтапланом. В 1976 впервые в мире швейцарец Г. Баярд на дельтаплане выполнил ряд петель Нестерова и другие пилотажные фигуры. Дельтапланеризм признан Международной авиационной федерацией.
В Красноярском крае культивируется с 1973 по инициативе Г.Д. Коваленко. В 1973 им был построен первый в крае дельтаплан. Испытания и полеты проходили на ледниках в п. Приисковый Ширинского района на базе горнолыжной секции спортклуба «Енисей». В небе г. Красноярска дельтапланы появились в 1974. В 1976 была создана общественная федерация и организованы плановые полеты на горе Дрокино близ Красноярска. В этом же году Г.Д. Коваленко устанавливил рекорд СССР продолжительности полета в парящем режиме — 46 минут. В 1979 создан первый в крае клуб дельтапланеристов при краевом комитете ДОСААФ. В 1981 команда Красноярского края участвует в чемпионатах РСФСР и СССР. Первым чемпионом СССР становится Ю.М. Комлев (г. Красноярск-26). В 1983 Г.Д. Коваленко создает первый в крае моторный дельтаплан-дельталет «Гриф-14». В 1985–1990 им создаются дельталеты для охотников и химической обработки посевов. Для серийного производства подготовлена документация дельталетов «Гриф-25» и «Радуга». В 1984 при испытании дельтаплана погиб Сергей Яковлев из г. Красноярска-26. В 1994 году при Сибирской аэрокосмической академии создается научно-исследовательская лаборатория сверхлегких летательных аппаратов, где начинается подготовка соответствующих специалистов. В разные годы спортивную честь края на республиканской и всесоюзной арене защищали Ю.М. Комлев, С. Яковлев (г. Красноярск-26), Ю. Чех (г. Абакан), В. Поваренкин (г. Ачинск), красноярцы С. Викулин, Б. Шевченко, В. Бахтин, Г. Мещеряков, А. Альшевский, О. Коваленко, Д. Борковец, А. Михеев, А. Чепкасов, В. Лутовинов и др.
К середине 1990-х годов секции дельтапланеристов были в Саяногорске, Норильске, Лесосибирске, Красноярске-26, Красноярске, Эвенкии, Туве. С 1980 по 1983 в крае проходили чемпионаты Сибири и Дальнего Востока. Чемпионами и призерами этих соревнований становились красноярские дельтапланеристы Ю.М. Комлев, А. Альшевский, А. Михеев, В. Лутовинов, Г.Д. Коваленко, О. Коваленко. Последний в 1983–1984 был тренером сборной команды СССР. К началу 2000 года в крае дельтапланеризм сохранился в компании «Арей», которую в 1991 создали выпускники Сибирской аэрокосмической академии.
1973 – Дельтапланеризм
1973 г.