1945 – Мотоциклетный спорт

1950-е годы. На старте мотокросса

1950-е годы. На старте мотокросса

технический вид спорта, соревнования в езде на дорожных и спортивных мотоциклах по специальным трассам, дорогам и вне дорог. Включает гонки шоссейные, трековые – спидвей (по гаревой и ледовой дорожкам стадиона), ипподромные, кроссы, фигурное вождение, мотобол, а также специальные заезды на установление рекордов. Первый мотоцикл, на который был заявлен патент, появился в 1885. Патент заявил Г. Даймлер.
Первая гонка на мотоциклах состоялась в 1898 во Франции. Международная федерация (ФИМ) с 1904 г. Чемпионаты мира с 1924, чемпионаты Европы с 1936. В России первые соревнования на трехколесных мотоциклах были проведены 11 октября 1898 под Петербургом. Чемпионаты СССР с 1924. В Красноярске мотоспорт культивируется с 1945. Первые соревнования проходили в районе кирпичного завода в Красноярске на склонах Покровской горы. Дистанцию 1 км мотоциклисты проходили как с хода, так и с места. Иногда дистанция пролегала вверх по склону холма – «подъем на холм». Однако самым зрелищным были соревнования в фигурном вождении мотоцикла. Среди первых победителей чаще всего упоминалась фамилия В.И. Тарлюка.
Большой вклад в развитие мотоспорта с момента его зарождения в крае внес тогдашний председатель краевого Спорткомитета СИ. Иванов. Именно он был организатором первого мотокружка, для которого чудом достал 2 мотоцикла американского производства «Харлей». В 1948 при малой Красноярской железной дороги В.И. Тарлюком и машинистом-инструктором Александром Алексеевичем Катрухиным был организован мотоциклетный кружок. 
В 1949 состоялись первые соревнования по мотокроссу в Красноярске. Общекомандную победу одержала команда «Локомотив» в составе В.И. Тарлюка, А. Катрухина, В. Козлова. В 1949 команда края приняла участие в первых Всесибирских соревнованиях в Иркутске.
В программе – искусство вождения мотоцикла, подъем на холм и кросс на 200 км. Лучшим из красноярцев был В.И. Тарлюк. Он занял 3 место в подъеме на холм, был четвертым в искусстве вождения, шестым в кроссе. В 1955 были проведены первые гонки на ипподроме. В них В.И. Тарлюк занял 1 место. Перейдя на тренерскую работу, он подготовил плеяду замечательных мотогонщиков, являющихся гордостью красноярцев: Павла Прядильникова — первого в крае мастера по мотоспорту, В.М. Иванова, В.И. Завидюка, В. Котова, В. Федорченко, В. Трофимова, Г. Данченко, Л. Рудашевского, А. Максимеца, Ю. Цветкова, С. Елесина, В. Темирбаева и др. (Павел Прядильников – неоднократный чемпион РСФСР в мотогонках по ипподрому и гонкам по льду, почетный МС. Владимир Федорченко – чемпион РСФСР по мотокроссу и ипподромным гонкам, серебряный призер первенств СССР в мотогонках по льду (1967). Валерий Котов – чемпион РСФСР и СССР (1964) в мотогонках по ипподрому, чемпион Москвы. В.И. Завидюк – чемпион РСФСР и СССР в мотогонках по льду и ипподромным гонкам. Леонид Рудашевский – чемпион РСФСР и призер чемпионатов СССР. Анатолий Максимец – чемпион СССР по шоссейным мотогонкам. Юрий Цветков – чемпион СССР в парной гонке по льду).
К этому времени в Красноярске большую популярность приобрели гонки по ледовой и гаревой дорожке, ипподромные гонки в классе машин 175, 350 и до 750 куб.см. В каждом классе машин были свои лидеры – гонщик Юрий Петров из Канска в классе до 175 куб. см., В.И. Тарлюк – до 350, Павел Иванов до 750 куб. см. В 1968 на спортивном небосклоне Красноярска взошла звезда В.А. Свинко. Этот легендарный мотогонщик 19 раз становился чемпионом СССР. С 1968 по 1991 продолжалась «эра» В.А. Свинко. Значительный вклад в развитие мотоспорта в крае внес тренер В.А. Свинко А. Сметанников. В 1974 чемпионом СССР в классе 175 куб. см в гонках по льду стал С. Губич. 3 место занял Л. Рудашевский. В классе машин 175 куб. см в гонках по льду с 1965 по 1991 годы на чемпионатах страны призерами неоднократно становились В. Логинов, В. Басалаев, Л. Алексеюк, В.И. Завидюк, С. Игнашкин, В. Лепин, Б. Семенов, Л. Рудашевский, С. Губич, Ю. Цветков, В. Мартыненко. В 1963 победителем мотокросса «Дружба» становятся В.М. Иванов и красноярская команда в составе В.М. Иванова, В. Градобоева и И. Лобановского.
В 1964 в Красноярске прошла первая международная товарищеская встреча мотогонщиков по льду в классе машин до 500 куб. см с участием спортсменов из Монголии, Иркутска, Хабаровска, Новосибирска. Среди именитых участников был чемпион СССР из Хабаровска С. Тебнев. Все призовые места заняли иркутские гонщики. Красноярец В.М. Иванов был пятым. В феврале 1969 в Красноярске прошли первые официальные международные соревнования по мотогонкам на льду в классе машин до 500 куб. см. Участвовало 6 стран: Болгария, ГДР, Монголия, Польша, Чемира из Чехословакии, его соотечественник Я. Махач, братья Норманд и Раймонд Свитала из Польши, И. Динзе из ГДР, С. Христов из Болгарии, Д. Дамдинсурен из Монголии. В составе команды СССР выступал В.А. Свинко, занявший вслед за И. Динзе и А. Швабом 3 место. Кроме В.А. Свинко, в соревнованиях участвовали красноярцы В. Логинов, В.И. Завидюк, Ю. Федорченко, В.А. Данилович. Запасным был В. Лепин. В конце 1970-х — начале 1980-х годов мотоспорт культивировали в Норильске, Минусинске, Абакане, Дивногорске, Назарово, Канске, на красноярских заводах – телевизоров, «Красмаш», технологическом институте, в ДСО «Локомотив», спортклубе «Енисей». С 1971 в Норильске проводились мотогонки по льду в классе машин до 500 куб. см на приз «Заполярного круга». В истории красноярского мотоспорта особое почетное место занимают братья Юрий, Сергей и Валерий Ивановы (о каждом из них см. персоналии). С началом перестроечных процессов в России в начале 1990-х годов, сопровождаемых кризисными явлениями в экономике, наблюдался значительный спад в развитии мотоспорта. 20–21 января 1996 на Центральном стадионе г. Красноярска был проведен первый этап 31-го личного чемпионата мира (Гран-При) по мотогонкам по льду. В соревнованиях приняло участие 18 сильнейших гонщиков из Швеции, Германии, Финляндии, Чехии, Австрии, Казахстана и России. Первую гонку выиграл Ю. Поликарпов. Обладателем большого приза стал В. Фадеев. К 2000 году усилиями энтузиастов и спонсоров начинают возрождаться соревнования по мотокроссу. Оборудуется трасса в Красноярске, проводится ряд соревнований местного масштаба.хословакия и СССР. Среди участников А. Шваб, чемпион мира из Чехословакии, его соотечественник Я. Махач, братья Норманд и Раймонд Свитала из Польши, И. Динзе из ГДР, С. Христов из Болгарии, Д. Дамдинсурен из Монголии. В составе команды СССР выступал В.А. Свинко, занявший вслед за И. Динзе и А. Швабом 3 место. Кроме В.А. Свинко, в соревнованиях участвовали
красноярцы В. Логинов, В.И. Завидюк, Ю. Федорченко, В.А. Данилович. Запасным был В. Лепин. В конце 1970-х — начале 1980-х годов мотоспорт культивировали в Норильске, Минусинске, Абакане, Дивногорске, Назарово, Канске, на красноярских заводах — телевизоров, «Красмаш», технологическом институте, в ДСО «Локомотив», спортклубе «Енисей». С 1971 в Норильске проводились мотогонки по льду в классе машин до 500 куб. см на приз «Заполярного круга». В истории красноярского мотоспорта особое почетное место занимают братья Юрий, Сергей и Валерий Ивановы (о каждом из них см. персоналии). С началом перестроечных процессов в России в начале 1990-х годов, сопровождаемых кризисными явлениями в экономике, наблюдался значительный спад в развитии мотоспорта. 20–21января 1996 на Центральном стадионе г. Красноярска был проведен первый этап 31-го личного чемпионата мира (Гран-При) по мотогонкам по льду. В соревнованиях приняло участие 18 сильнейших гонщиков из Швеции, Германии, Финляндии, Чехии, Австрии, Казахстана и России. Первую гонку выиграл Ю. Поликарпов. Обладателем большого приза стал В. Фадеев. К 2000 году усилиями энтузиастов и спонсоров начинают возрождаться соревнования по мотокроссу. Оборудуется трасса в Красноярске, проводится ряд соревнований местного масштаба.
 

1945 г.